Инновационная деятельность

Развитие фонематического слуха у учащихся ступени начального образования как основа формирования и развития функциональной грамотности.

Несколько лет работаю по данной теме, считаю ее актуальной в свете запросов современного образовательного процесса.

Выступала по данному вопросу перед коллегами на муниципальном и региональном уровне, есть публикации. 

Основные положения на заявленную тему можно прочитать здесь





Использование ИКТ в коррекционно–развивающей работе учителя - логопеда,
 как способ оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.
“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”
(В. Г. Белинский)
Идя в ногу со временем, семья и школа формирует собственную информационную грамотность. Компьютерная грамотность учителя подразумевает овладение возможностями современных компьютерных технологий. Под компьютерной грамотностью учителя подразумевается профессиональная компетентность в области применения современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации школы, использование международных сетей и способов участия в Интернете. [1]
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Повсеместная компьютеризация открывает возможности для применения новейших, еще не исследованных вариантов обучения. Они связаны с уникальными возможностями ИКТ.
В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.Элькониным и др. [2]
Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся. В последние годы наблюдается увеличение числа учащихся, нуждающихся в в помощи учителя - логопеда. Ученик, имеющий трудности речевого развития,  не является успешным в классе, уроки для него превращаются в череду школьных неудач. У такого ребенка снижается самооценка, он теряет уверенность в своих силах. Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса к учебе, и в нарастании психического и физического напряжения. Возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения данной категории детей.
В своей работе учителя – логопеда общеобразовательной школы я широко применяю  ИКТ. Современные технологии позволяют мне использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.
Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность учащихся. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
Использование ИКТ на логопедических занятиях делает обучение более интересным для ребенка; следовательно, ускоряет процесс коррекции. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.
Владение ИКТ дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения и помочь детям добиться высоких результатов.
Из практики опытные педагоги знают, что ни в одной книге, ни на одном самом лучшем компьютерном диске вы не найдете полностью готовых рецептов, подходящих для работы с любым классом, любым ребенком. Можно использовать предложенные идеи, но все равно их приходится перерабатывать с учетом индивидуальных особенностей детей. Ведь каждый ребенок – это отдельный мир. Поэтому, я пришла к выводу, что одним из путей повышения эффективности работы педагога является создание и использование на уроках авторских мультимедийных материалов, разработанных с учетом индивидуальных особенностей ваших детей (т.е. тех детей, с которыми вы работаете в настоящее время). 
Созданные материалы могут быть использованы на разных этапах занятия. Необходимо отметить, что использование компьютера на логопедических занятиях должно быть фрагментарным, с соблюдением условий для сбережения здоровья ребенка, т.е.  обязательно соблюдение СанПиНов:
·       использование новых моделей компьютера
·       работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
·       проведение гимнастики для глаз. Во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд
·       включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
 Практические наблюдения показывают, что использование ИКТ в процессе обучения детей с проблемами в развитии ведет к следующим положительным результатам:
- образовательный критерий
повышение эффективности работы по коррекции дефектов устной и письменной речи у     учащихся;
- критерии развития
      развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление);
      создание познавательной мотивации;
      формирование навыков правильной речи;
      снижение утомляемости и повышение работоспособности;
      повышение темпа учебной деятельности; 
      - социальный критерий
      формируются условия для успешной адаптации учащихся с нарушениями речи в детском       коллективе и для успешного перехода учащихся из начального в среднее школьное звено; 
      - критерий здоровьесбережения
    соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка осуществляется при  следовании требованиям СанПиНов в процессе применения ИКТ.
Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя - логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Литература по данному вопросу:
1.     Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск, 2004.
2.     Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
3.     Головченко А.В. Картинный материал для логопедической работы: ресурсы программы “CorelDRAW” Логопед. 2009. № 5.
Примеры учебных материалов с применением ИКТ (конспекты уроков с презентациями и т.д.).
      1. Мультимедийный дидактический ресурс "Твердые и мягкие согласные".

      2. Дифференциация шипящих звуков и букв на логопедических занятиях.
     ТРЕНАЖЁР Различай шипящие звуки и буквы (ж – ш, ч – ш, ч - щ). Презентация и пояснительная записка к материалу.



Помимо работы по использованию ИКТ, я несколько лет работала над методической темой "Методика зрительных диктантов в процессе коррекционной работы на логопедических занятиях." Итогом данной работы явился большой творческий отчет по теме, который уже можно назвать методическим пособием. Работа по данному направлению не остановилась после написания творческого отчета. Пример презентации для логопедического занятия с применением методики зрительного диктанта. Одним из результатов работы по данной теме явилась также публикация статьи: О.В. Горбунова "Методика  зрительных диктантов в процессе коррекционной работы на логопедических занятиях" // журнал "Логопед" №2/2013 с. 58 - 72.

Комментариев нет:

Отправить комментарий